Фредди Меркьюри. Шоу продолжается

Фредди Меркьюри. Шоу продолжается

В одном из интервью Меркьюри сравнил свои песни с одноразовыми бритвами. Попользовался, выкинул и забыл — вот, на что они годятся. Давно понятно, что это не так. Группа, в которой другой человек поет его песни, все еще собирает стадионы. По его биографии снимают художественный фильм. Вокруг его имиджа не утихают споры. День рождения Фредди — хороший повод вспомнить, почему Queen и ее фронтмена помнят и любят до сих пор.

Жажда жизни

Фредди как никто другой умел показать, что идёт по жизни легко. За его шоу стояли годы работы, упорные репетиции, работа с телом и голосом, но во всем, что он делает, не было и тени видимого напряжения. И он умел открываться публике, как никто иной. Возможно, поэтому в предсмертной записке Курт Кобейн писал, что завидует тем отношениям с поклонниками, что были у Фредди.

В Queen все было на грани. Чрезмерные образы, невероятная помпезность и неуемный гедонизм. И хотя сейчас кажется, что все это устарело — из рок-н-ролла ушло безумие, все стали слишком серьезными, — влияние группы проявляется там, где не всегда ждешь — от гитарных ходов Muse до клипов Леди Гага. И когда смотришь на тех, кто сейчас идёт по стопам группы, становится понятно: в том, что делал Меркьюри были стиль и баланс.

Любовь к моде

Меркьюри закончил арт-колледж Илинг, где получил диплом по графическому дизайну, и это наложило отпечаток на все его работы. Знаменитый логотип Queen со знаками зодиака его участников — работа  певца.

В 70-х костюмы для группы разрабатывала модельер Зандра Родс. Она рассказывает, что у Фредди был ларек с одеждой на Кенсингтонском рынке, который он держал со свой подругой Мэри Остин, поэтому он разбирался в пошиве. У него было четкое понимание, как именно он хочет выглядеть и что для этого стоит носить, в том числе, и из какого материала.

Страсть к балету

Меркьюри всегда старался привнести эстетику балетных постановок в свои выступления. Он выступал с Королевским балетом в 1979, в его знаменитом клипе «I Want to break Free» он копирует Нижинского. Его не смущало, что это может странно выглядеть на рок-сцене. У него была единственная цель — поражать людей, «заставлять разевать рот от удивления». «Мы не похожи на других. У нас больше общего с Лайзой Минелли, чем с Led Zeppelin».

Queen на фоне других британских групп 70-х держались особняком. Они продолжали гнуть свою линию, когда глэм-рок, из которого они выросли, вышел из моды, и не стали заигрывать с более молодыми панк-рокерами, сохранив лицо. Меркьюри никогда ни с кем не соревновался, а придерживался собственного стиля. «Мы больше следуем традициям шоу-бизнеса, чем рок-н-ролла», — говорил он.

Чувство иронии

Фредди серьезно относился к тому, что делает, и явно разделял себя и свой сценический образ.  Он провоцировал. Делал макияж, красил ногти, носил безумные меха. В начале 80-х, отбросив устаревшие глэм-тряпки, отрезал волосы и отрастил усы. Тогда его новый имидж явно отражал гей-субкультуру того времени, но ему, кажется, было все равно, что о нем подумают.

При этом Меркьюри не забывал посмеяться над собой. Большинство цитат, которые растащены по Сети, — чистый эпатаж. Его знаменитый выход в короне на шоу 1986 года на стадионе Уэмбли, или видео к сольному номеру «The Great Pretender», в котором он пародирует все свои старые клипа — все это не мог сделать человек, который воспринимает себя слишком серьезно.

Его последняя шутка — грустный клип на «I’m Going Slightly Mad», один из последних прижизненных роликов. В ситуации, когда не у всех хватило бы духу встать с постели, не то, что работать на камеру, он оставался шоуменом до самого конца.