История успеха. Екатерина Макарова о том, как открыть свой сервис каршеринга

История успеха. Екатерина Макарова о том, как открыть свой сервис каршеринга

Я никогда не думала о предпринимательстве как о деле всей жизни. В детстве пугала родителей желанием работать в ФСБ, получила образование в техническом ВУЗе. Затем был маркетинг в международной ИТ-компании, MBA в Калифорнии и знакомство с подругами — будущими партнерами по бизнесу.

Идея для стартапа родилась случайно — иногда я посещала лекции в Сколково и в какой-то момент согласилась пройти обучение в их Стартап Академии. Лора Сардар тогда работала в Милане, а Лена Мурадова занималась производством собственного бренда одежды — периодически мы созванивались и обсуждали, как идут дела у каждой из нас. Все сошлось в один из телефонных звонков: мы с Леной позвонили Лоре, и в какой-то момент она начала хвалить итальянский быт, зашла тема миланского каршеринга. На дворе был 2013, о каршеринге в Москве не было и речи, а я искала проект для защиты в Стартап Академии. Я сразу поняла, что идея найдена.

Сервис BelkaCar начинался на личные средства, поэтому самой большой трудностью на старте оказался поиск инвестора. Больше всего мотивировала вера в технологию. Мы были настолько уверены, что все получится, что, лоббируя интересы каршеринга на законодательном уровне, ходили в Департамент транспорта как к себе на работу. Делали презентации, выступали, доказывали развитие рынка на примере других стран.

Мы провели сотни встреч, постоянно получали отказы, запуск откладывался. На момент, когда пришла первая помощь, у нас уже заканчивались деньги семей, друзей, банков и кредиторов. Потихоньку подкрадывался вопрос банкротства.

С финансовой точки зрения нас поддержали родственники, после того как мы вложили все собственные накопления в развитие ИТ-платформы. Каждый понимал, что на момент лонча понадобится много денег, поэтому сами не справимся. Первой внешней поддержкой стало бридж-финансирование от Дмитрия Зимина (основатель «Вымпелком»). А после заключили сделку с швейцарским фондом Bryanston.

На первых порах мы сталкивались с массой неожиданностей. Никто не подозревал, что клиенты будут пытаться забрать все, что плохо лежит, кататься бесплатно несколько суток, практически жить в машине. Приходилось в срочном порядке передоговариваться с партнерами, вносить технические изменения в IT-систему, увеличивать количество сотрудников…
Вот с чем никогда не было трудностей, так это с поиском клиентов — на момент запуска сервиса, рынок был подогрет, предложение не удовлетворяло спрос. И сейчас не может.

BelkaCar

Неожиданным стал аврал на запуске премиального каршеринга BelkaBlack — в день анонса мы получили десять тысяч заявок, которые были не в состоянии быстро обработать. Сидели всей командой по ночам, просили помощи у наших семей, родственников — тогда очень многое приходилось делать вручную. В итоге решить проблему смогли только через неделю.

Большим отличием «Белки» от других каршеринговых проектов стало то, что мы сразу заходили и в b2c, и в b2b-сегменты. Наши частные пользователи — это мобильные люди, больше половины которых (64%) имеют собственный автомобиль. Они любят свободу и ежедневно выбирают наиболее удобный и экономически выгодный способ передвижения — между такси, общественным и личным транспортом. Каршеринг делает людей более гибкими, и в тоже время позволяет ни от кого не зависеть. Они это понимают.

В b2b-сегменте сотрудничаем с самыми разными компаниями, как правило — средний и крупный бизнес. Вариантов предлагаем несколько — сотрудники могут стать пользователями как и в случае с b2C с корпоративной оплатой, либо мы выделяем определенное число автомобилей под компанию, формируя ее автопарк. Еще одна опция — установка нашего оборудования на корпоративные автомобили компании. Так решается проблема передачи ключей, передача автомобиля в целом.

Поначалу с сотрудниками было сложно. На старте любого проекта главное найти энтузиастов, готовых гореть идеей и работать больше стандартных сорока часов, не всегда за адекватные суммы. Подбирали первых сотрудников самостоятельно, оценивали, насколько нам по пути. Старались брать людей с опытом работы именно в стартапах, без корпоративного бэкграунда, молодых и дерзких. Четвертому человеку, который пришел в компанию, — техническому директору — на момент запуска вообще было 20 лет.
Мне кажется, чтобы стать хорошим управленцем, нужна особая предрасположенность. Подходы могут различаться — существуют интуитивные управленцы или, наоборот, системные. Главное — не надо бояться рисковать и брать на себя ответственность.

Когда запускаешь проект с нуля, вкладываешь все свои средства, ищешь инвесторов, то ценишь каждую копейку. Некоторые предприниматели не чувствуют этого, потому что есть доступ к легким деньгам. Мы пошли ва-банк и бились до последнего, зная, что не можем подвести тех, кто за нами пошел.

Еще один совет — надо хорошо разбираться в своем деле, собирать максимум информации. Мы очень долго изучали рынок — каждую деталь. Фаундер обязан значит каждую мелочь, поскольку чтобы получить на запуске бизнеса низкие издержки, нужно быть готовым за них бороться. Добиться этого можно лишь зная все процессы досконально. Быть руководителем — это не поставить команде KPI и уйти на месяц домой, так не бывает.