Как валенки превратились в предмет искусства

Как валенки превратились в предмет искусства

Сто лет назад над валенками Сергея Есенина посмеялась светская модница Зинаида Гиппиус, а сегодня эту обувь демонстрируют на подиумах. Как из обычной русской обуви валенки превратились в шедевры «от кутюр», «Вести. Стиль» и МОСГОРТУРу рассказала куратор выставочных проектов Московского государственного объединенного музея-заповедника Наталья Полонникова.

От куска шерсти до цельных сапог

Впервые куски валяной шерсти были найдены в курганах Горного Алтая – эти предметы относят к VI-III веку до нашей эры. А вот валенки в виде цельного сапога придумали гораздо позднее – около 200 лет назад.

Они появились в деревнях Нижегородской губернии только в конце XVIII – начале XIX столетия. До этого мастера отдельно валяли галоши и пришивали к ним голенища. В 1830-1840-х годах цельноваляные сапоги уже продавались в магазинах и на ярмарках.

Полтора килограмма шерсти и пять часов работы

Процесс создания валенка включал несколько этапов: очистку и расчесывание шерсти, изготовление основы валенка, «стирку», придание окончательной формы, сушку, чистку пемзой и декорирование.

Сперва шерсть очищали от примесей и грязи с помощью специального инструмента – лука. Затем ее расчесывали, протягивая каждую прядь через деревянные гребенки.

Позднее изобрели чесальную машину. Она равномерно прочесывала и вытягивала шерсть, которую после этой процедуры называли «шерстяной ватой», так как она становилась мягкой и рыхлой.

 

Чесальная машина
Чесальная машина

Следующий этап – изготовление основы валенка. Валяльщик обрывал пласт прочесанной шерсти в форме трапеции, сверху выкладывал разверстку валенка, добавлял пряди и начинал катать. Поэтому раньше валенки называли «катанками», а валяльщиков – «каталами». Для большей прочности на пятку и носок шерсти клали побольше, а на край – поменьше, чтобы не натирали.

Затем брали выкройку нужного размера, обкладывали ее получившейся деталью и катали чулок. Мастер делал эту заготовку в течение часа, запрещая его отвлекать, так как это самый важный этап – от качества чулка зависело качество будущего валенка. Размер заготовки примерно в четыре раза превышал нужный.

С чулком валяльщик шел в баню и окунал его в котел с водой с температурой 80 градусов. Около 20 минут валенок распаривался, и валяльщик начинал его стирать, сгибая в разные стороны. Шерсть сжималась, и за полтора часа валенок становился плотным, но плоским.

Для придания объема, четкой формы и нужного размера в горячий мокрый валенок вбивали деревянную колодку из носка и трех частей голенища, обивали колотушкой, высушивали на печи и с утра снимали с колодки.

На завершающем этапе валенок шлифовали пемзой, что делало его менее восприимчивым к влаге, подбирали пару и подравнивали верх. Чтобы сделать валенок 38 размера, требовалось около 800 граммов шерсти. Опытный мастер создавал пару валенок из уже прочесанной шерсти за пять-шесть часов.

С мушками и мишками

Валенки делали серого, коричневого или черного цвета, реже – белого (их украшали вышивкой). До революции самыми известными и дорогими были кукморские валенки из белой шерсти с красными мушками. Их можно назвать «Мерседесами» среди обычных валенок – они отличались не только качеством, но и узором.

Шитье шерстью было кропотливой работой. К примеру, в музее «Русские валенки» в Москве хранится полупара конца XIX века с изображением пары белых медведей на льдине. Рисунок вышивали крестиком на заготовке, и его так точно рассчитали, а валенки так аккуратно сваляли, что изображение, которое при стирке уменьшилось в четыре раза, сохранило все пропорции.

Полупара конца XIX века
Полупара конца XIX века

Такие валенки занимали места на международных выставках. Их берегли, передавали по наследству и надевали только по большим праздникам. Даже валенки без украшений считались признаком большого достатка, и семья со средним уровнем дохода могла купить только одну пару и носить ее по очереди. В деревне парень в валенках считался завидным женихом, а если он выходил в них из дома, да еще и садился в бричку, то это был просто богач.

Возрождение промысла

XX столетие внесло изменения в развитие отрасли – появились крупные промышленные компании, которые начали производить однотипные черные и серые валенки без украшений, а кустарное производство стало постепенно исчезать.

В 1990-х перебои с сырьем и падение спроса привели к закрытию многих государственных предприятий и открытию частных мастерских – тогда валенки стали возрождать как произведения искусства, а наши дизайнеры начали принимать участие в международных выставках.

В начале XXI века интерес к валенкам стали проявлять модельеры. В своей коллекции Вячеслав Зайцев представил валенки как отпор их западным аналогам – уггам. С появлением валенок «от кутюр» началась «валяная мода» и появились музеи, посвященные этому виду обуви.

Дизайнерские валенки, конкурсные работы
Дизайнерские валенки, конкурсные работы

Квадратные валенки и валенки-рекордсмены

Мода на валенки способствовала их превращению в арт-объекты. В 2012 году мастера арт-группы «Тумар» вместе с дизайнером Алексеем Лысогоровым создали коллекцию «Валенки великих художников», в которую вошло семь пар валенок по мотивам работ Александра Родченко, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Кузьмы Петрова-Водкина, Анри Матисса, Сальвадора Дали и Эдгара Дега. По словам представителя арт-группы Султана Гапизова, сложнее всего дался валяный «Танец» Матисса, так как приходилось валять переходы, которые соединяют изделия.

В том же году мастер Валерий Соколов из Кинешмы и микроминиатюрист Анатолий Коненко из Омска создали по паре самых маленьких в мире валенок с длиной стопы в 0,9 миллиметра – сделать их еще меньше свойства шерсти не позволяют. Эти работы можно рассмотреть только под микроскопом.

Валенки Валерия Соколова
Валенки Валерия Соколова

Автором самого большого в мире валенка стала петербурженка Валерия Лошак. Высота арт-объекта составляет 3,2 метра, а размер – больше 300-го. Валенок прописался в фольклорной деревеньке Верхние Мандроги в Ленобласти.

Валенок Валерии Лошак
Валенок Валерии Лошак

Чтобы его изготовить, художница создала и запатентовала специальный прибор – иглофильцевальную машину. Она состоит из ста игл, которые прибивают слои шерсти, и применима только для монументального валяния.

Целый год Валерия потратила на создание арт-объекта, и труды не прошли даром – его внесли в Книгу рекордов России. Но чтобы валенок попал в Книгу рекордов Гиннеса, пришлось долго доказывать, что он идентичен тому, который можно носить. Переписка с представителями книги велась с момента создания арт-объекта в 2016 году. В итоге художнице удалось собрать колоссальную доказательную базу, и в Книге рекордов Гиннеса открыли категорию Largest felt boot – Самая большая валяная обувь. Скоро Валерия получит заслуженный сертификат.

Увидеть старинные валенки и работы современных дизайнеров можно на выставке «Валенки. От царских дворцов до модных подиумов» в Малом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском до 20 января.

Фото предоставлены куратором выставки Натальей Полонниковой, пресс-службой МГОМЗ и художницей Валерией Лошак

На обложке материала представлена работа Александа Пилина